+7 (913) 922-99-22

Наша группа Вконтакте Наша группа в Instagram

Помощь психолога

Отношения

Воспитание

Зачатие

Беременность

Роды

... Вернуться назад

Травмирующая мать

     Очень много в судьбе и жизни человека зависит от ранних отношений с матерью (первые 3 года). Лишь напитавшись ее любовью, ребёнок может отпустить мать и обратить свою любовь и свои желания к другим людям. Что происходит с ребёнком, если его ранние отношения с мамой были неудачными и её любви было явно мало? Есть три типа травмирующего поведения матерей. 
  • Гиперопекающая мать. Это тревожная мать, предвосхищающая малейшие желания ребёнка. Она всё время "висит" над ним, не позволяя ему почувствовать его желания, делая его таким образом несуществующим. У ребёнка не образуется своего "Я", поскольку мать не даёт возможности "просвета" для возникновения желания. Кроме того, постоянно теребя и стимулируя ребёнка («а вдруг с ним что-то не так, ему плохо!"), она поддерживает его в перевозбуждённом состоянии (может лет до 2,5 кормить ребёнка грудью, полагая, что так он "здоровее будет").
  • Отсутствующая мать. Это мать "заброшенного" ребёнка. Временные возможности ребёнка справляться с беспомощностью и напряжением, воображая удовлетворение, ограничены. Если мамы не будет слишком долго, то нарастающее возбуждение, боль и ярость делают его желание к ней (представление о ней) бесполезным и бессмысленным, оно "стирается". Тогда мы видим такую картину - мать вернулась, а ребёнок особо на неё не реагирует. Он перегорел. Такая мать говорит мужу: "Видишь, ему особо и не надо, ему хорошо с няней!". Отсутствующая мать появляется "набегами», играя с ребёнком и фотографируясь. Ребёнок все своё соматическое возбуждение, ярость, не может связать с матерью, он накапливает это в теле, не имея возможности разделить это с матерью и начинает болеть.
  • Мать, удовлетворяющая невпопад. Она не ожидает его "просьбы", приписывает ему свои собственные желания: кормит, когда ребёнку холодно, либо укрывает его, когда он хочет есть. Она даёт его желанию искажённый смысл, что в дальнейшем приводит к невозможности связать свои ощущения, своё соматическое возбуждение с соответствующим желанием. Мать подобна переводчику, который неправильно переводит желания ребёнка. Слова её лишены смысла для ребёнка, так же как и её любви. 
     Такие варианты поведения матерей в первые 3 года жизни ребёнка, приводят к серьёзной травме. Внутри у ребёнка образуется дыра. 
  • Достаточно хорошая мать. При хорошей матери, дающей пространство для возникновения у ребёнка желаний, позволяющей ему злиться на неё за то, что она отсутствовала, ребёнок не боится, что его желания и его гнев разрушат мать. А мать понимает и принимает гнев своего голодного и соскучившегося по ней ребёнка и выдерживает его, обозначая его чувства словами: "Ты кусаешь меня, потому что проголодался и сердился, что я всё не прихожу!", "Ты так кричишь и бьёшь меня, потому что ты замёрз, а меня не было!" и т.д. СЛОВА любящей матери помогают ребёнку ПОНЯТЬ его состояния. И тогда, в будущем ребёнок сможет переводить это в желания и скажет вам: "Я хочу с тобой! Не уходи!". Мать берет напряжение и возбуждение ребёнка и переводит это в слова, мать словами придаёт смысл, она связывает его телесные ощущения со своим образом, с собственной желанностью для ребёнка "ты хотел, чтобы я была рядом". 
Поэтому мать называют первой переводчицей желаний ребёнка — она словами связывает его телесные ощущения с желаниями, направленными на неё (символизирует их). Символизация помогает ребёнку найти границы между собой и мамой, между её телом и своим. Первоначально этой границы нет, ребёнок ещё в животике чувствовал сильное слияние, но хорошо бы ему помочь отделить себя от матери. Мамины слова, наполненные любовью к ребенку, помогают ему обнаружить себя отдельного от мамы. 

Анастасия Габец

... Вернуться назад